МОЭСК Мурманск

 

Мурманские школьники познакомились с работой оперативно-диспетчерской службы АО «МОЭСК»

Ученики на экскурсии

21 октября в рамках всероссийского фестиваля энергосбережения и экологии «Вместе ярче» сотрудники Мурманской областной электросетевой компании провели экскурсию для учеников 9 класса мурманского лицея №2 и 8 класса СОШ №1. Диспетчеры Роман Владов и Сергей Богданчиков познакомили ребят с работой оперативно-диспетчерской службы, показали им диспетчерский пульт.

«Есть гидроэлектростанции, атомные электростанции, тепловые. Генерирующие компании вырабатывают электроэнергию.  Ее нужно передавать и доносить до потребителей. Для этого существуют сетевые компании. Все участники этого процесса работают в единой энергосистеме. Наша компания – одна из ее составных частей, – начал диспетчер Богданчиков. – Если сравнить эту систему с человеческим организмом, то все трансформаторные подстанции, распределительные пункты, центры питания – это органы. А линии, которые их соединяют – это кровеносные артерии. Если где-то происходит авария, то какой-то жизненный орган перестает работать. Оперативно-диспетчерская служба работает, чтобы его оживить».

«Диспетчерский пульт можно назвать сердцем предприятия, - продолжил главный диспетчер, начальник службы Роман Владов. – На мнемосхему нанесены главные сети Мурманска. Однако то, что здесь изображено, только верхушка айсберга. Большая часть информации хранится на бумаге или компьютере. Для того чтобы понимать мнемосхему, нужно иметь техническое образование и опыт работы».

Раньше система не была автоматизирована. Когда поступал звонок об отключении света, диспетчер мог только предположить, где именно появилась проблема. Сейчас же об этом сообщает сигнал на мнемосхеме.

«Мы не телефонные диспетчеры, то есть не просто принимаем звонок. Мы осуществляем оперативное руководство. Свои действия на месте аварии электромонтеры согласовывают с диспетчерами. Диспетчер фиксирует сигнал, а на мониторе смотрит более подробную  информацию: напряжение, нагрузку, состояние коммутационных аппаратов. Определяет, какой узел отказал. И принимает решения для восстановления нормальной схемы электроснабжения. В общем, можно сказать, что диспетчер – мозг этой операции, а электромонтеры – руки. Автоматика и сигнализация сильно помогают в работе, устранить какую-то поломку мы теперь можем намного быстрее, чем раньше».

Один из учеников поинтересовался, есть ли в Мурманске рубильник, который может разом выключить весь свет в городе.

«Это все киношные выдумки. Такого рубильника в принципе не существует. В Мурманске у каждого дома по две или три линии питания. Если первая выйдет из строя, мы можем подключить резервную. Таким образом обеспечивается надежность городского электроснабжения», – пояснил Сергей Александрович.

«А стоит ли идти работать в энергетику?», - поинтересовались ребята.

«Электричество есть везде, это самый распространенный источник энергии. Его нужно преобразовывать, передавать, трансформировать и обслуживать. Поэтому и специалисты в этой сфере будут востребованы еще очень долго. И заниматься в этой сфере можно разными задачами, выбор большой», - ответил Сергей Богданчиков.